Надежда Локтева ([info]lassiriel) wrote,
@ 2009-06-28 21:12:00
Previous Entry  Add to memories!  Share this!  Next Entry
Current music:Светлана Стевић-Вукосављевић

Данас jе Видовдан (1389 - 2009)
...Ни один христианский народ не имеет в своей истории того, что имеет народ сербский - не имеет Косова. Через шестьдесят с небольшим лет после Косовской битвы пал Царьград - столица восточного христианства. Был убит христианский царь Константин, серб по крови и происхождению по одному из родителей. Можно было бы сказать: это похоже на Косово. И потом добавить: это событие значительнее Косова. Боже сохрани! В Косове христианские войска шли навстречу смерти, а в Царьграде армия стояла за городскими стенами, надеясь до последней минуты, что смерть как-нибудь обойдет ее стороной. Но когда городские стены были пробиты пушечными ядрами (из первых в истории пушек), всеми завладел ужас, и в армии, и среди гражданского населения воцарилась паника. Все храмы были наполнены плачем и молитвами к Богу о спасении города, т.е. о спасении тела, о спасении государства и царства земного. Поэтому падение Царьграда отмечено у греков как ночь, а не как день, как гибель, а не как победа. Правда, и здесь была битва Креста и полумесяца, но без эпического содержания и без воодушевления для будущих поколений. Ибо поражение, понятое как поражение, не сможет никого воодушевить. Ведь и сама Голгофа без Воскресения никого не смогла бы ни вдохновить, ни укрепить.
На сербском Косове было все наоборот. Как смертник одевается в новое богатое платье, так и армия сербская была одета в самые лучшие одежды. Блистательные сияющие процессии торопились со всех границ в центр чести и славы - на Косово поле. Осененные знаменами с крестами и иконами святителей-заступников, с песнями и радостью войска спешили в Косово - к своей погибели. Разве это не напоминает нам первых христиан, которые с такой же готовностью шли под меч, или в огонь, или в пасть хищнику? Не известно ни одного христианского мученика, чтобы он молил Бога спасти его от близкой смерти, а известны тысячи и тысячи таких, что молили, чтобы их не миновала мученическая смерть. И крестоносное войско Лазаря не молило о спасении от смерти. Напротив, все исповедались и причастились - для смерти. Единый вооруженный народ как некий христианский мученик, покорный промыслительной воле Всевидящего, принял горечь смерти, и то не как горечь, но как животворное лекарство. И разве Косово до сегодняшнего дня не служило десяткам поколений животворным лекарством? В истории христианских народов нет известного случая, чтобы целое войско, целый вооруженный народ, будучи вдохновлен желанием смерти, пошел бы на смерть за веру свою. Не на самоубийство, но на смерть геройскую. Косово - это уникум в двадцативековой истории христианского мира.
Ошибаются те, кто говорит: Косово поставило точку в нашей истории. Оно задержало наше развитие, но, если бы не было Косова, мы бы сейчас не были великим народом!
Именно Косово сделало нас великим народом. Оно есть не только наша народная Голгофа, но и, в то же время, наше народное воскресение, духовное и моральное. Оно приостановило моральный распад сербского народа. Дало нам целую галерею витязей веры, < чести и самоотверженности, которая, « без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова...
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Только недавно читала этот текст, и вот напомнили очень вовремя...




(8 comments) - (Post a new comment)

Помнили бы о Царьграде - Косово бы не потеряли
[info]egor_i_zmey
2009-06-28 08:02 pm UTC (link)
Да, трагедия огромная...
а трагедии разных культур и разных эпох сравнивать трудно.
Но всё же.
Царьград возникает постоянно как мечта нашей культуры.
О чём, как не о Царьграде многие сказки, многие стихи, например это "у лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том... ... ... там русский дух, там Русью пахнет...".

есть и правда такие земли где остаётся сердце народа.
Арктику и Антарктику сколько угодно можно осваивать, но это действительно трагедия если даже из сказок искоренят упоминание об этой земле.
Помнили бы русские о Царьграде - сербы Косово бы не потеряли

(Reply to this)


[info]dignidad_honor
2009-06-28 10:24 pm UTC (link)
"... и ничего не осталось Риму, кроме чести и холодной отваги отчаяния..." (Г.К. Честертон)

(Reply to this)


[info]girafanya
2009-06-29 10:15 am UTC (link)
Здорово написано!

(Reply to this)


[info]istanaro
2009-07-01 04:23 pm UTC (link)
У меня ассоциация чуть в сторону. Не всегда мы можем победить, но всегда должны стремиться к победе, всегда -- выложиться по максимуму. Потому что главное -- Правда.

(Reply to this) (Thread)


[info]lassiriel
2009-07-01 07:18 pm UTC (link)
Да, как раз очень здорово это связалось с твоим постом про пессимизм. Я еще вспомнила эпизод из сербского художественного фильма о Косовской битве, когда Вук Бранкович (который, по легенде, потом отступил с Косова поля) на пиру накануне битвы пытается оклеветать Милоша Обилича, обвинив его в предательстве. Один из аргументов: тот согласился со словами странствующего лекаря о том, что сербское царство погибло. То есть, он имел в виду, что битва с турками бессмысленна, - заключает от себя Бранкович. Но в том-то и дело, что для Обилича плачевное состояние царства вовсе не означает бессмысленности сопротивления. В отличие от Бранковича, который судит по себе...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]istanaro
2009-07-01 08:26 pm UTC (link)
Это же в чистом виде концепция северного мужества! Как-то попадался (кажется, в журнале "Палантир") и текст, где проводилась аналогия между Пеленнорской битвой и битвой на Косовом поле.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lassiriel
2009-07-01 09:23 pm UTC (link)
Надо будет перечитать про северное мужество... У меня так при просмотре того же упомянутого фильма, когда после литургии сербы во главе с князем скачут на конях на турок, мелькнула было шальная мысль, что Питер Джексон точно смотрел этот эпизод перед тем как снимать атаку рохирримов :) ... но... нет, тут скорее просто по духу очень похоже.
Мужество-то тут скорее апокалиптическое, когда весь мир гибнет, и только нужно самое главное сохранить - то, что можно сохранить для Царства Небесного. Выбор князя Лазаря - между царством земным и Небесным. Но единственный способ это Царство обрести - выйти и сражаться до конца, даже если твое дело на земле обречено... Как при Армагеддоне.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]istanaro
2009-07-01 10:09 pm UTC (link)
У рохирримов есть похожий мотив. И в таких случаях -- только один выход: сражаться до конца, потому что другого шанса уже не будет.

(Reply to this) (Parent)


(8 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Log in with OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…