Надежда Локтева (lassiriel) wrote,
Надежда Локтева
lassiriel

Береста за границей

Originally posted by guriny at Туесок заграничной работы.


     Настроение сегодня было поганое. Сидел, и ни о чём писать не хотелось. Мысли одолевали грустные, а какие именно - не скажу. Ибо человеку современному, человеку "коммерческому" грустные мысли иметь не положено, а уж копаться  в них -тем паче. У человека упомянутого всё должно быть "окей", всё "вау".
     И вот, имея в голове всякие-разные печальные мысли, заглянул я на "Фликр" посмотреть, не найду ли чего новенького. Набрал в поиске английские слова "birch bark", что как известно означает "береста", и стал смотреть. "Заграничная" береста всегда любопытна. Постепенно увлёкся и гнусное настроение ушло.
    Вот туесок заграничный, английской работы. Высотой девять сантиметров, дно и крышка сделаны из лещины. Лещина - это ведь вроде кустарник, на котором растут орехи. Может ли ствол этого кустарника быть таким толстым, чтобы можно было сделать из него дно и крышку? Хотя почему нет? Тут ведь нужна толщина всего 6-7 сантиметров.
     "Замок" вырезан ножом, а донышко скорее всего вклеено, потому что без пояска и оплётки оно само держаться не будет. Удивительно. Я и не знал, что где-то в Европе делают туески русского типа. Оказывается делают.  Фото взято со странички Стива Томлина (Steve Tomlin). Он столяр, резчик и мастер на все руки. Пройдя по ссылке, можно ознакомиться и с другими его работами.





     Там же, во "Фликре" нашлись фото берестяных лодок из США. Удивительно изящные кораблики. И кстати очень напоминают корабли древних викингов. Почти та же форма, заострённые корма и нос, расширение в середине. Хотя у викинговских кораблей был киль, парус и они были раз в пять-шесть крупнее. Но принцип одинаково заострённых носа и кормы тот же. Это позволяло при необходимости быстро начать плыть в обратную сторону без разворота корабля.



    А это мастерская, где подобные лодки делают. Место это называется Национальный памятник Гранд Портэжд (National Monument Grand Portage) в штате Миннесота. Некоторые лодки тут старинные, им лет по шестьдесят, некоторые сделаны недавно. Это и простым глазом заметно. Старая береста сильно меняет цвет. Иногда светлеет, иногда темнеет. Вон та светлая лодка в центре явно старинная. Я помню, мы находили на Каме бересту, пролежавшую много лет в воде. Иногда она была чёрная, а иногда светло-серого, почти стального цвета. Тёмные полосы и потёки по бортам - это смола.



Ещё одна фотка оттуда же.



   Мемориал посвящён первым европейцам, приехавшим осваивать эти места. Освоение этого лесистого края было примерно таким же, как у нас в Сибири. Европейцы везли товары, которые потом обменивали на пушнину. Они плавали по здешним рекам на индейских берестяных лодках. А потом и сами научились делать подобные лодки. На них плавали даже по Великим озёрам. Вдоль берега естественно. И сразу вытаскивали лодки на берег, когда начиналась непогода. Потому что штормы там бывают страшной силы. И на дне Великих Озёр лежит множество судов, сделанных из материалов, куда более крепких, чем береста.
    Берестяные же лодки были очень лёгкими, их можно было легко вытащить на берег, перенести из одной реки в другую. Кстати само название Гранд Портэдж означает Большой Волок.
     Вот этот человек с чёрным галстуком вероятно и есть мастер по изготовлению исторических лодок. Что он делает? Лыки дерёт? Деревянные части лодок связывались именно лыком.



Лодка у частокола. Заострённые сверху брёвна совсем как у русских острожков, которые наши предки строили на Урале и в Сибири.




Ещё одна лодочка, но уже из какого-то другого места.



Берестяной вигвам.



И напоследок ещё одна берестяная коробочка, но уже не в русском, а в индейском стиле.



Ещё о зарубежной бересте читайте здесь.

Берестяная шляпа
Береста и иглы дикобраза.
Береста с "Фликра"
Береста в Мюнхене
Tags: береста, чужое
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments